Полуприцепы
Большая часть грузов в мире перевозится с помощью автомобильного транспорта. Даже те грузы, которые доставляются по железной дороге или с помощью авиатранспорта, к конечному потребителю привозят на грузовом автомобиле.
Чтобы увеличить количество груза, перевозимого за один рейс, не обязательно параллельно с увеличением мощности двигателя увеличивать размеры кузова. Проще сделать кузов сменным и, оставив его для разгрузки, отправляться за новой партией товара. А количество перевозимого груза можно увеличить, сцепив последовательно несколько кузовов.
Эта простая идея превратила обычный грузовой автомобиль в автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и полуприцепа, к которому при необходимости прицепляют один или несколько прицепов.
Полуприцеп — это транспорт без двигательной установки, который при перевозке опирается передней частью рамы на опорно-сцепное устройство автомобиля-тягача, а задней частью — на колеса. Колес у полуприцепа может быть несколько пар в зависимости от его грузоподъемности. После доставки груза на место передняя часть рамы полуприцепа отцепляется от тягача и устанавливается на опорные стойки, а тягач уезжает за новым полуприцепом.
Прицеп — это безмоторный транспорт, который опирается на свои колеса, но также буксируется тягачом.
Исторически сложилось так, что в разных странах автопоезда имеют разную структуру. Если в России по автопоездом понимают грузовик, сцепленный с прицепом (или прицепами), что записано даже в правилах движения, то в США большинство автопоездов — это тягачи, сцепленные с полуприцепами. Именно на таких частных автопоездах перевозится большая часть грузов по дорогам. В Австралии автопоезда, как правило, состоят из тягача с несколькими прицепами, которые могут перевозить до 190 т грузов одновременно.
Поскольку потребность в автомобильных грузоперевозках в России очень велика и постоянно растет в связи с развитием экономики, продажа полуприцепов иностранного и российского производства также постоянно возрастает.
По конструкции кузова и характеру эксплуатации различают полуприцепы тентовые, бортовые, шторные, шторно-бортовые, контейнеровозы, полуприцепы изотермические и рефрижераторные, цельнометаллические фургоны, тяжеловозы (или тралы) и самосвальные полуприцепы.
Для перевозки грузов, нечувствительных к колебаниям температуры, но требующих защиты от солнечных лучей, атмосферных осадков и ветра, используют тентовые полуприцепы. Их каркас состоит из металлических стоек, которые при желании заказчика делают регулируемыми по высоте. На каркас натягивается прочный влагонепроницаемый материал (сейчас это обычно поливинилхлорид). Тент может быть с откидными клапанами, которые позволяют разгружать товар сбоку или сверху, или сдвигаться по принципу шторы. Такой тентовый полуприцеп может быть бортовым или безбортовым.
Контейнеровозы состоят из рамы с оборудованными местами для установки стандартных контейнеров или из общего контейнера, установленного на раме. Роль контейнера может выполнять цистерна для перевозки жидких или сыпучих продуктов. Контейнеровозы обычно оснащают погрузчиками.
Цельнометаллические фургоны имеют закрытый со всех сторон металлический корпус. Для перевозки товаров, чувствительных к колебаниям температуры, стенки, дно и крыша фургона покрываются толстым слоем теплоизоляционного материала (т. наз. изотермические фургоны). Если товар требует перевозки при низкой температуре, такой фургон оснащают холодильной установкой (рефрижератор). На российских дорогах хорошо зарекомендовали себя надежные немецкие полуприцепы schmitz, доступные в самых разных вариантах и модификациях.
Самосвальные полуприцепы удобны тем, что их можно заменять в зависимости от потребности. Если груза немного, для доставки берут полуприцеп меньшего размера.
Тяжеловозы или тралы — это полуприцепы, которые используют для перевозки тяжелой техники. Это открытые платформы, оснащенные лебедками для погрузки. Чаще всего их используют для перевозки автомобилей или строительной техники.