Интеграция автомобильных производителей
Большинству автолюбителям будет весьма любопытно узнать, что «Сузуки-Форенза» и «Шевроле-Лацетти» , а также «Шевроле-Оптра» «Дэу-Нубира» - это по сути один автомобиль, но в разных кузовных исполнениях. Причина такого «родства» заключается в установлении родственных связей между мировыми компаниями.
Процесс консолидации автопром переживал практически весь 20 век. Все началось с крупных фирм, постепенно поглощавших мелкие. После этого пришел срок так называемых «грандов», пытающихся объединиться для проникновения на другие рынки. Это также было нужно для сокращения затрат на производство новых моделей и платформ, а также двигателей. Пик развития неизбежной консолидации пришелся на завершение 1980-ых – начало 90-ых годов. Слияние «Крайслер корпорейшн» и «Даймлер-Бенц» привело к возникновению «Даймлер-Крайслер», который впоследствии стал мировым лидером внедорожников. Концерн «Дженерал-моторс», или «Джи-Эм» сделал довольно выгодную покупку компании «СААБ» шведского происхождения. Могущественный американский «Форд» в это время не поскупилась на массовые приобретения престижных фирм «Ягуар» и «Ленд-Ровер», а также «Вольво». В то время положение на Западе было стабильным, чего нельзя сказать настоящей поре.
Ужесточение конкуренции, а затем и падение спроса на рынках США являются одними из главных причин спада производства в этой стране. Результат – снижение активности различных поглощений и слияний, а также уменьшение финансовых показателей у производителей. Стоит отметить, что тогда наиболее активными компаниями были американские, а в данный период они столкнулись с существенными проблемами. Социальные выплаты в автомобильной промышленности США достигли астрономических показателей, а производство уже не могло похвастаться прибылью. В связи с этим процесс слияния сменился обратной тенденцией с 2004 года.
Начиная с 2005 года, «Форд» и «Дженерал-Моторс» для сокращения убытков решили продать свои небольшие доли сторонним фирмам. Покупателями оказались владельцы марки «Субару» «Фуджи хэви индастриз», получившие 20% акций; следующий потребитель – «Исудзу» и «Сузуки» - завладевшие 7,9 и 16,7% соответственно. Большой утратой для «Джи-Эм» является продажа в 2006 году контрольного пакета акций подразделения «GMAC Financial Services». Следующим на очереди стал обанкротившаяся корейская компания «Дэу», после чего ее модели стали выпускать под маркой «Шевроле». В настоящее время главным приоритетом для «Дженерал-Моторс» является массовое сокращение производства в Америке и создание совместных предприятий прежде всего в странах России и Китая для удешевления своей продукции.
В 2007 году «Форд» вынужден был продать фирму премиум-класса «Астон-Мартин», а затем и «Ленд-Ровер» и «Ягуар». Это касается и союза «Даймлер-Крайслер», продавшего японскую компанию «Мицубиси» в 2007 году. «Крайслер-Холдинг» через два с небольшим года также был продан. Потеряв могущественного партнера, в итоге концерн стал называться как «Даймлер». В эпоху финансового кризиса для американских производителей немецкий «Фольксваген» как раз наоборот увеличивал свои позиции на мировом рынке. Стараясь добиться лидерства не только в легковом сегменте, он в скором времени консолидировал производство грузовиков. Это произошло в 2007 году, когда «VW» увеличил долю в компании «Скания» с 37 до 68%. До этого были приобретены 30% акций германской группы «MAN».
В 2005 году престижный «Порше» приобрел почти 20% акций «Фольксвагена», предотвратив тем самым свое поглощение гигантами «Даймлер» и «БМВ». Через два года компания довела объем акций «VW» до 30%, и так до контрольного пакета.
Что касается отечественного «АВТОВАЗа», в настоящее время большей частью акций предприятия владеют его партнеры от концерна «Рено-Ниссан». Таким образом российский производитель стал частью мирового автомобилестроения.