Краткие сведения об автомобильных колесах и ободьях
Колесо - вращающийся элемент автомобиля, воспринимающий нагрузку от массы автомобиля и передающий крутящий момент. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно колесо состоит из двух основных частей - обода и диска.
Обод - часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.
Диск - часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом.
Одинарное колесо - колесо, установленное на ступице и несущее одинарную шину.
Сдвоенное колесо - колесо, состоящее из двух одинарных колес, установленных на одной ступице.
20. Классификация колес.
Колеса для автомобилей классифицируются по их принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по конструкции и типу устанавливаемых на них шин:
а) колеса для легковых автомобилей, автобусов особо малой вместимости, прицепов и грузовых автомобилей с полезной нагрузкой до 1,5 т, имеющие неразборные глубокие ободья с коническими полками и предназначенные для камерных и бескамерных шин постоянного давления (ОСТ 37.001.429-86);
б) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 10409) для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов и троллейбусов, имеющие разборные ободья с коническими полками, предназначенные для камерных автомобильных шин и колеса, имеющие неразборные ободья (ОСТ 37.001.479-88), предназначенные для бескамерных автомобильных шин;
в) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 28744) для грузовых автомобилей, работающих в условиях бездорожья и на мягких грунтах, имеющие разборные ободья с распорными кольцами, предназначенные для шин с регулируемым давлением воздуха.
21. Колеса обозначают основными размерами ободьев - номинальной шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах).
Примеры обозначения колес:
а) выпускаемых по ОСТ 37.001.429-86 для легковых автомобилей -
127J х 330 или 5J x 13
114К х 355 или 4 1/2 К х 14
152L x 380 или 6L x 15
114В х 305 или 4,5В х 12
б) выпускаемых по ГОСТ 10409 для грузовых автомобилей -
140-508 или 5,5-20
152-508 или 6,0-20
178-508 или 7,0-20
206-508 или 8,0-20
в) выпускаемых по ОСТ 37.001.478-88 для бескамерных автомобильных шин:
8,25 x 22,5
9,00 x 22,5,
где первые цифры - 127; 114; 152; 140; 152; 178; 206 - обозначают номинальную ширину профиля обода в миллиметрах, а цифры - 5; 4 1/2; 6; 4,5; 5,5; 6,0; 7,0; 8,0; 8,25 и 9,00 - в дюймах;
вторые цифры - 330; 355; 380; 305; 508 - обозначают номинальный посадочный диаметр обода в миллиметрах, а 12; 13; 14; 15, 20 и 22,5 в дюймах; буквы J, К, L, В - обозначают тип бортовых закраин для колес легковых автомобилей;
г) выпускаемых по ГОСТ 28744 для шин с регулируемым давлением
465-228 старое обозначение (228Г-457);
515-254 старое обозначение (254Г-508),
где первые цифры - 465, 515 - обозначают номинальный посадочный диаметр в миллиметрах; вторые цифры - номинальную ширину профиля обода в миллиметрах.