Зачем одна выхлопная система меняется на другую
И продвинутые тюнинговые ателье, и самые заурядные ремонтные мастерские предлагают автовладельцам одну и ту же услугу: замену выхлопной системы. Непосвящённому автолюбителю это может показаться странным: чему там выходить из строя, в этой ржавой и никогда не попадающейся на глаза трубе? А если свою функцию она выполняет – заглушает рёв двигателя – то зачем вообще туда лезть? И действительно: если человек задаёт подобные вопросы, это значит, что он не знает, как устроена, зачем нужна и почему требует замены выхлопная система. Попробуем в двух словах дать общий ответ на этот вопрос, хотя бы на самом поверхностном уровне (да простят нас профессионалы).
Причин замены выпускного тракта в большинстве случаев две. Первая связана с его износом и выходом из строя. Многие будут удивлены, но срок службы рядовой выхлопной системы серийного лагового автомобиля исчисляется обычно всего тремя-пятью годами, после чего её нужно менять на новую. И то, это если в конструкции применены качественные материалы. А ведь бывают случаи и годового или даже полугодового срока службы этого агрегата – меньше, чем у аккумулятора и шин! Почему так мало? А просто потому, что здесь – самая агрессивная среда во всём автомобиле, настолько враждебная любому материалу, что просто «пожирает» металл за весьма короткое время. Высокое давление с мощными мгновенными перепадами, нагрев до сотен градусов внутри и охлаждение на морозе снаружи, постоянное взаимодействие с едкими окислами в отработанных газах и с дорожного покрытия приводят к тому, что даже выпускной коллектор (в обиходе метко наречённый «штанами»), выполненный из толстых стальных труб, способен прохудиться за пару-тройку лет.
Но износ – не единственная причина замены. Вторая причина напрямую связана с функциональной ролью различных элементов выпускного тракта. Дело в том, что не все они предназначены для того, чтобы снижать шум от работающего двигателя. У них есть ещё несколько, не менее важных функций. Например, каталитический конвертор, или нейтрализатор, устанавливаемый на современных автомобилях, снижает содержание вредных веществ в отработанных газах. А вот упомянутый выше выпускной коллектор существенно влияет на мощность двигателя за счёт того, как он обрабатывает резкую смену давления от каждого цилиндра по отдельности и от всех, вместе взятых. Его грамотная замена может привести к приросту мощности двигателя на 5-7%! Правда, при такой процедуре необходимо и перенастроить систему впрыска. Если этого не сделать, то эффективность тюнинга и срок службы двигателя снижаются.